Главная » Это интересно

Это интересно


Фестиваль «Китайский чайный путь» в Эрляне


Лидия Соколова-Сербская.png

   Лидия Соколова-Сербская, художник-модельер, доктор исторических наук, академик Академии имиджелогии, эксперт Первого канала российского ТВ по истории и теории моды побывала в Китае и поделилась с читателями «Милавеи» своими впечатлениями. 




  Я много путешествую по миру, но никогда не была в Китае. И вот моя мечта осуществилась: мы были приглашены в Китай на Международный фестиваль искусств «Великий чайный путь» в город Эрлянь, небольшой городок на границе с Монголией! Пригласила нас моя  подруга, госпожа Уланна, президент Фонда «Великий чайный путь». С Уланной мы уже несколько лет работаем в жюри Международного конкурса художников «Этно Подиум. Содружество», ежегодно проходящем в Иркутске и на берегах священного озера Байкал. Кстати, мои репортажи о тенденциях современной евроазиатской моды вы, уважаемые читатели, могли прочитать в предыдущих выпусках рубрики «Это интересно».

  О Китае написаны тысячи книг, и я, конечно, не претендую на то, что в одном коротком очерке смогу описать сегодняшнюю жизнь Поднебесной, её самобытное искусство (одна архитектура чего стоит), и, бесспорно, её народ: красивый, умный, трудолюбивый, искренний, щедрый, отзывчивый и гостеприимный.

  Самые яркие воспоминания из моего детства, связанные с этой страной: меня, маленькую девочку, родители привели в магазин «Чай» на Мясницкой (в те далёкие пятидесятые – ул. Кирова), и я, заворожённая архитектурой и интерьером, уже тогда представляла эту страну экзотической, загадочной и очень далёкой… Помню также, что у нас дома были китайский термос (по тем временам дефицит!) и зубные щётки с диковинными иероглифами, и эмалированный таз с необычным цветочным орнаментом, и шерстяные кофты китайской фабрики «Дружба». (Может быть, эти яркие и нужные вещи впоследствии и определили мой выбор профессии художника-модельера). Будучи студенткой, я с особым интересом слушала лекции о китайском искусстве и красочном костюме. Тогда я поняла, что архитектура магазина «Чай» – всего лишь псевдокитайский стиль… (В шестидесятые годы прошлого века искусствоведы не очень-то жаловали «псевдо» стили, но позже их мнение начало меняться.)

  Однако, вернусь к первому посещению в Китай! Для участия в Фестивале «Великий чайный путь» мы с госпожой Уланной и супругом поэтом Игорем Мухиным на кастинге из многих коллективов выбрали хоровые и хореографические ансамбли из Одинцовского района Подмосковья. И не ошиблись: «культурный десант» из России с большим успехом выступил с ярким запоминающимся полуторачасовым концертом на огромной главной сцене Эрляня в день открытия Фестиваля.


L&u20160813_KHP_EPLRHb_KOHZEPT (17).png

L&u20160813_KHP_EPLRHb_KOHZEPT (82).png

L&u20160813_KHP_EPLRHb_KOHZEPT (106).png

L&u20160813_KHP_EPLRHb_KOHZEPT (166).png

L&u20160813_KHP_EPLRHb_KOHZEPT (198).png

L&u20160813_KHP_EPLRHb_KOHZEPT (245).png


  Мне кажется, что о Фестивале очень ёмко и образно сказано в стихах поэта Игоря Мухина:

ВЕЛИКИЙ ЧАЙНЫЙ ПУТЬ

К нашим добрым старинным соседям,

Только очень того захотим,

По Сибири всей поездом едем,

В самолёте мы быстро летим!

Нас история учит, конечно,

Нас к тому день грядущий зовёт:

В мире, в дружбе народам жить вечно,

Вместе двигаться только вперёд!


Мы делили все радости, беды –

Становились сильнее вдвойне!..

И дошли до Великой Победы

Мы к плечу плечо в страшной войне!

Помощь та дала тучные всходы,

Дружба та до сих пор молода:

Вместе строили шахты, заводы,

Вырастали в горах города!


Тяжело было раньше телегам,

Не как нынче – баранку крути:

Полпути – под дождём и под снегом,

По пескам и камням – полпути!

В скалы врежемся, мост над рекою

Возведём – на Янцзы, на Оке!..

Дружба может быть только такою:

Сердце к сердцу! Рука чтоб – в руке!


Нас вместе не согнуть

И не сломать нас, если

«Великий Чайный Путь»

Мы снова строим вместе!

Так руки вновь сплетай,

Туннели рой, плотины!..

Россия и Китай

Во все века – едины!


  Госпожа Уланна перевела это стихотворение на китайский язык, и во время торжественной церемонии открытия Фестиваля мы вместе с помощником госпожи Уланны Пашей прочитали его как гимн дружбы между российским и китайским народами.

  В своём выступлении перед многочисленной публикой, я сказала: «Эрлянь очень красивый современный город с широкими проспектами, интересной архитектурой, в нём много зелени. Но главное в городе – это люди: они открыты к общению, гостеприимны, внимательны и очень хорошо и модно одеты!» 

  Эрлянь (Эрээнхот на монгольском языке «Пёстрый Город») – город в китайском автономном районе «Внутренняя Монголия» в северной части страны возле китайско-монгольской границы.

  В 1820 году в этих местах была основана почтовая станция Илинь. В 1899 году через неё прошла телеграфная линия Урга – Чжанцзякоу, тогда же название Эрэн появилось на географических картах. В январе 1956 года открылось движение по железной дороге Пекин-Улан-Батор-Москва, и в апреле 1956 года образован посёлок Эрэн.

  Бросилось в глаза, как на дорогах мирно уживаются разные виды транспорта: наряду с большим количеством современных автомобилей, в городе без счёта велосипедов, скутеров и велорикш, создающих неповторимую живую атмосферу на улицах города. Как и у нас в России, и пешеходы, и водители не всегда строго следуют правилам дорожного движения.


L&u20160812A_KHP_EPLRHb_My3_DuHO3ABP (436).png

L&u20160812A_KHP_EPLRHb_My3_DuHO3ABP (450).png

  L&u20160815C_KHP_nEKuH_DOPOGA_B_ZEHTP_2 (2).png

  В повседневном обиходе в Эрляни используются два языка – монгольский и китайский. На них написаны все вывески магазинов и учреждений. И подзабытые нами уже – как из советского прошлого – призывные политические плакаты с красными знамёнами. Монгольский язык в Эрляни использует две письменности: кириллицу и старомонгольское письмо. Конечно нам, членам российской делегации, было интересно читать многие названия, написанные кириллицей: ведь, иероглифы для нас (увы!) – «китайская грамота»!


L&u20160812A_KHP_EPLRHb_My3_DuHO3ABP (454).png

  Вблизи Эрляни, возле солёного озера Эрэн-нур к востоку от города, археологами обнаружены многочисленные скелеты более 20 видов динозавров. Самая важная находка – скелет гигантораптора более 8 метров высотой (найден в 2005 году). Здесь в 1893 году, во время второй китайско-тибетской экспедиции Григория Потанина, вёл исследования Владимир Обручев, а в 1921 году американский учёный-палеонтолог Рой Эндрюс впервые в Азии к северу от Гималаев нашел останки гигантских рептилий. Сегодня в Эрляни действует Музей динозавров (в 7 км от центра), и город носит неофициальное звание китайской «Столицы Динозавров». (Диноза́вры – надотряд наземных позвоночных животных, доминировавших на Земле в мезозойскую эру — в течение более 160 миллионов лет.)


L&u20160812A_KHP_EPLRHb_My3_DuHO3ABP (395).png

L&u20160812A_KHP_EPLRHb_My3_DuHO3ABP (211).png

L&u20160812A_KHP_EPLRHb_My3_DuHO3ABP (284).png

L&u20160812A_KHP_EPLRHb_My3_DuHO3ABP (295).png

L&u20160812A_KHP_EPLRHb_My3_DuHO3ABP (327).png

  В этом уникальном музее нам было интересно наблюдать за работой археологов и палеонтологов. Труд очень скрупулёзный: учёные специальными инструментами тщательно очищают кости скелетов динозавров от наслоений миллионов лет! Ограждённые от многочисленных посетителей, они работают в специальных костюмах и масках. (Невольно вспоминаются слова классика о «пыли веков»…) Здесь пыль миллионов лет!

  На одной территории с Музеем динозавров находится не менее интересный музей, посвящённый истории Великого чайного пути, и в котором мы тоже побывали.


L&u20160812A_KHP_EPLRHb_My3_DuHO3ABP (120).png

L&u20160812A_KHP_EPLRHb_My3_DuHO3ABP (131).png

L&u20160812A_KHP_EPLRHb_My3_DuHO3ABP (137).png

L&u20160812A_KHP_EPLRHb_My3_DuHO3ABP (183).png

  Великий чайный путь — караванный путь между Азией и Европой в XVIII-XIX веках. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. География Великого чайного пути охватывает значительные территории Китая, Монголии, России и других стран. Этот путь имел множество сухопутных дорог, водных путей по рекам и морям, а протяженность сухопутного пути от Пекина до Москвы составляла около девяти тысяч вёрст.

  Нам, людям, живущим в XXI веке, трудно представить, как сложно было совершать путешествие в XVII-XIX веках! В музее нам рассказали о том, что только на верблюдах можно было перевозить чай по зыбким пескам пустыни, и каждый верблюд мог нести на себе не больше 100 кг! А запасы воды? Ведь в пустыне её всегда не хватало! Для воды делали специальные ёмкости, и каждая капля ценилась: ведь оазисов на всём чайном пути было не так много…


L&u20160812A_KHP_EPLRHb_My3_DuHO3ABP (91).png

  В музее можно увидеть интереснейшие экспонаты: макеты юрт, телеги, упряжь верблюдов и лошадей, предметы быта тех стародавних времён. Для меня, как для художника-модельера, очень интересными были картины, на которых видно, как были одеты и китайцы, перевозившие чай, и европейские, торговцы чаем, в том числе российские купцы. Вспомнился из моей юности плакат, рекламировавший чай: «Триста лет пьём – и никак не напьёмся!». 

 Естественно, самое главное и ценное, что мы привезли в Россию из Китая, это наборы знаменитого на весь мир китайского чая. Завариваем, пьём с удовольствием, вспоминаем и рассказываем вам!

  В следующем очерке я продолжу рассказ о Китае. Впереди вас ждёт экскурсия по историческим местам и современным районам столицы Поднебесной – Пекина!

Текст и фото Лидии Соколовой-Сербской.



Пекин в реалиях и ракурсах

    
Лидия Соколова-Сербская.png
Лидия Соколова-Сербская, художник-модельер, доктор исторических наук, академик Академии имиджелогии, эксперт Первого канала российского ТВ по истории и теории моды побывала в Китае и поделилась с читателями «Милавеи» своими впечатлениями. 







  Надеюсь, вы прочитали мой первый очерк о Китае. И вот мне захотелось продолжить повествование, рассказать вам, дорогие читатели «МИЛАВЕИ», о столице Поднебесной, Пекине, огромном мегаполисе с населением более двадцати трёх миллионов человек!
  Начну с того, что нам повезло с русскоязычным гидом. Китайцы представляются обычно не по их труднопроизносимым для нас, русских, именам, а «русифицированным», понятным нам: Паша, Игорь, и т.п. Так вот, Игорь прекрасно владеет «великим и могучим», а главное, любит и хорошо знает свою родную страну, реалии, обычаи и нравы своего народа. Мы задавали многочисленные вопросы и всегда получали развёрнутые ответы. Конечно, многие удивятся: да зачем нужен гид: теперь ведь всё можно найти в путеводителях и в Интернете… Всё, да не всё! Отвечая на многочисленные вопросы, Игорь рассказал нам много такого, до чего не докопаешься ни в одном путеводителе и справочнике! Меня, например, несколько удивило его сообщение о том, что сам он (да и многие жители Поднебесной), отчасти радовался тому, что было время, когда в Китае в семье разрешалось иметь только одного ребёнка! «Ведь нас полтора миллиарда! – начал свой рассказ Игорь. – Например, захотим мы с семьёй поехать-полететь в отпуск, а билетов нет: из 1.500.000.000 человек, конечно, не все могут себе позволить отправиться в путешествие, но все билеты проданы! Или: в воскресенье идём с семьёй в музей, а очередь  – на три часа! Даже, если Игорь не помнил точных цифр (а стоит ли перегружать ими и без того интересное повествование о Китае), он приводил примеры из собственной жизни, жизни его семьи и друзей…
  Визит в любую страну начинается с аэропорта или вокзала. Международный аэропорт Шоуду́ – крупнейший аэропорт Пекина, всего Китая и второй по пассажиропотоку в мире. В аэропорту Пекина три пассажирских терминала, в общей сложности способные обслужить свыше 90 миллионов (!) пассажиров в год. Расположен в 20 км к северо-востоку от центра Пекина, поэтому знакомство со столицей Поднебесной началось с двадцатиминутного переезда из аэропорта к центру столицы.
Чанъаньцзе, буквально: «улица вечного спокойствия» – главный проспект в Пекине. Считается восточно-западной осью города и состоит из восточной и западной частей. Протяжённость проспекта составляет более 40 километров. Конечно, мы привыкли к тому, что в каждом крупном мегаполисе мира небоскрёбы появляются как грибы после дождя… Мы любуемся ими в Москве, Нью-Йорке и Тель-Авиве, но такого количества небоскрёбов, как в Пекине, я не видела ни в одном городе мира! Интересная современная архитектура и, конечно, высота (самое высокое здание 88 этажей!) завораживают!


L&u20160815A_KHP_nEKuH_DOPOGA_B_ZEHTP (41).png

L&u20160815A_KHP_nEKuH_DOPOGA_B_ZEHTP (29).png L&u20160815A_KHP_nEKuH_DOPOGA_B_ZEHTP (42).png

  Нам повезло: обзорная экскурсия по Пекину состоялась в понедельник, когда закрыт для посещения Мавзолей Мао Дзе Дуна. По словам нашего гида Игоря, на центральной площади Пекина Тяньаньмень каждый день выстраиваются огромные очереди из китайских туристов. Меня удивил интерес, который китайцы проявляют к своему бывшему лидеру. Ведь столько людей пострадало во времена знаменитой культурной революции в годы правления Мао Цзе Дуна, но авторитет Вождя Поднебесной настолько велик в народе, что миллионы людей из многочисленных провинций Китая целыми семьями приезжают в столицу и приходят в его Сердце (так называют площадь Тянньаньмэнь), чтобы почтить память вождя…

L&u20160815D_KHP_nEKuH_ZEHTP_nLOWADb (42).png

L&u20160815D_KHP_nEKuH_ZEHTP_nLOWADb (12).png

L&u20160815D_KHP_nEKuH_ZEHTP_nLOWADb (37).png

L&u20160815D_KHP_nEKuH_ZEHTP_nLOWADb (77).png

  Итак, мы на самой большой площади Пекина и самой большой площади мира (440 тысяч кв. м!), которая вмещает около одного миллиона человек! Площадь получила своё название в честь ворот Тяньаньмень (дословно «Врата небесного спокойствия»), которые находятся к северу от площади и отделяют её от Запретного города. Площадь эту все мы много раз видели по телевизору: на ней, как в Москве на Красной площади, проходят военные парады и всевозможные праздники. Но эффект присутствия! Размеры, действительно, впечатляют! «Дистанция огромного размера», как бы сказал полковник Скалозуб из пьесы «Горе от ума». На площади мы увидели памятник народным героям, на мой, взгляд, по размерам довольно скромный для Китая. Здесь же находится флагшток, на котором утром и вечером поднимают главный флаг Китая. Он мне запомнился с детства: красный (как в нашей стране тогда был) с пятиконечной большой звездой в левом верхнем углу и четырьмя звёздами поменьше, расположенными справа по дуге.
По подземному переходу можно попасть к знаменитым воротам, ведущим в Запретный город, самый обширный дворцовый комплекс в мире (720 тысяч квадратных метров, на территории комплекса находятся 980 зданий). Комплекс обнесён стенами, образующими прямоугольник со сторонами один километр и семь с половиной сотен метров. Снаружи вдоль стен был прорыт глубокий ров шириной 50 метров. Попасть на территорию запретного города можно было через четыре входа, к воротам которых перекидывались мосты. 

L&u20160815F_KHP_nEKuH_uMnEPATOP_CAD (13).png

L&u20160815E_KHP_nEKuH_uMnEPATOP_DBOPEZ (92).png

L&u20160815E_KHP_nEKuH_uMnEPATOP_DBOPEZ (101).png


  Запретный город – это главный дворцовый комплекс китайских императоров, начиная с династии Мин и до конца династии Цин. То есть, с 1420 по 1912 годы. На протяжении всего этого времени он служил как местом жительства императоров и членов их семей, так и церемониальным и политическим центром китайского правительства. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин. Кстати, последнего императора в 1912 году не расстреляли, а арестовали, потом отпустили с условием, что он никогда не выедет за границу.
  Дворцовый комплекс начали строить в самом начале XV века, строительство продолжалось полтора десятилетия. 370 тысяч человек было привлечено к сооружению дворцов: архитекторы, каменщики, мастера по изготовлению черепицы и т.д. Построенный как дворец китайских императоров Мин, дворцовый комплекс с тех пор претерпел множество изменений. Являясь образцом традиционной китайской дворцовой архитектуры, комплекс повлиял на культурное и архитектурное становление и развитие как Восточной Азии, так и других регионов. 
  У Запретного города на китайском языке два названия. Первое – Цзыцзинчэн, буквально означает «Пурпурный запретный город». В Китае очень многое имеет символический смысл: император назывался Сыном Неба, а жилищем Бога неба у китайцев считалась Полярная Звезда (она в Китае именовалась «Пурпурной»), а владения императора, небо вокруг звезды, также называлось пурпурным и запретным. Запретный Город в Пекине, как резиденция земного императора, таким образом, был материальным двойником дворца небесного правителя. Жёлтые крыши и красные стены означали высокое положение, богатство и величие.
  Второе название – Гугун переводится как «дворец бывших правителей» и сейчас употребляется чаще. Очень много в Китае связано с символической цифрой 9. Число 9 связывало землю и небо, и, таким образом, подходило императору. Во дворце мы увидели 9 проёмов между колоннами, 9 заклёпок на воротах, через которые можно попасть во дворец. Обычно гиды говорят, что во всех постройках дворца 9999 комнат… (на самом деле, их меньше: 8707). Невольно вспомнила здание Московского государственного университета на Воробьёвых Горах. Когда училась там в аспирантуре, меня поразил рассказ о том, что молодой человек, первокурсник, войдя в здание и проведя в каждой комнате один день, выйдет из многоэтажного строения уже стариком… (Но здание МГУ – это дань архитектуре времён Сталина). А зачем же возводить многочисленные дворцы и постройки в Средневековом Китае начала XV века? Конечно, для самого императора, двух его жён, наложниц (а их у императора было 72), многочисленных слуг, челяди, евнухов   Перед дворцом были построены специальные амбулатории, где мужчин превращали в евнухов (император – единственный мужчина во дворце!). Нам показали даже не комнаты, а целые «жилищные комплексы» (как бы сказали современные дизайнеры и архитекторы) для наложниц императора. Девушек с 14 лет для императора выбирали со всего Китая. Они должны были быть не только здоровыми, красивыми, но и образованными и владеющими премудростями искусства любви. Когда выбор императора выпадал на одну из наложниц, специально обученные евнухи заворачивали обнажённую девушку (чтобы та не пронесла оружие в покои императора) и на плечах несли в почивальню правителя Поднебесной.

L&u20160815E_KHP_nEKuH_uMnEPATOP_DBOPEZ (79).png

L&u20160815E_KHP_nEKuH_uMnEPATOP_DBOPEZ (95).png

  Дворец делился на две части – внутреннюю и внешнюю. Внешний или передний двор находился на юге и был предназначен для церемоний и приёмов, внутренний или задний использовался императором и его семьёй в качестве жилища. Главный вход находится на юге, он вёл во Внешний двор. С юга на север по невидимой оси от главного до северного входа были расположены главная площадь с каналом – «Внутренняя река с золотой водой», через который перекинуто пять мраморных мостиков, «Ворота Высшей Гармонии», три главных дворца внешнего двора, три – внутреннего и императорский сад.
В 1987 году ЮНЕСКО объявило Запретный Город частью Всемирного наследия человечества, а с 1990-х годов началось его восстановление для возможности посещения китайскими и иностранными туристами.
  После посещение Дворца, где в заключении нам разрешили посмотреть на трон императора (что было сделать очень трудно из-за огромного количества провинциальных китайских туристов!), мы посетили императорский сад Ихэюань.


L&u20160815F_KHP_nEKuH_uMnEPATOP_CAD (18).png

L&u20160815F_KHP_nEKuH_uMnEPATOP_CAD (28).png

L&u20160815F_KHP_nEKuH_uMnEPATOP_CAD (56).png

L&u20160815F_KHP_nEKuH_uMnEPATOP_CAD (60).png


  Парк Ихэюань в Пекине (который также называется Летний Дворец) это жемчужина китайского садово-паркового искусства, объединившая в себе лучшие традиции императорских парков и частных садов разных уголков Китая. Он был задуман как собрание наиболее знаменитых в стране пейзажей и достопримечательностей. Здесь есть озера и протоки, уединенные сады и открытые пространства, дворцы и павильоны, мосты и беседки. Это одно из самых посещаемых мест в Пекине. Нас всех поразило обилие лилий и кувшинок на водоёмах парка. Нам повезло: в августе все они расцвели, и зрелище было неописуемой красоты!
  Общая площадь парка составляет чуть меньше трёх квадратных километров. И около трёх четвертей площади парка занимает водная гладь. В парке выделяется две части: холм Долголетия, символизирующий ян (мужское начало) и озеро Куньмин, символизирующее инь (женское начало).
  Приятно было услышать от нашего гида, что для пенсионеров вход в парк свободный. «И по утрам, – продолжал свой рассказ наш экскурсовод, – можно увидеть большое количество пожилых людей, занимающихся гимнастикой или просто неспешно прогуливающихся по многочисленным аллеям одного из прекраснейших в мире парков».
  Какая экскурсия по Пекину без чайной церемонии? Конечно, мы побывали и на этом священнодействии! Рассевшись по обе стороны красивого стола с прозрачной стеклянной столешницей, мы сначала (на ломаном русском языке) прослушали небольшую лекцию о том, что в былые времена в СССР было трудно «достать» даже не элитный индийский чай (в знаменитой пачке с изображением слона), а даже простой «наш» краснодарский! А о китайском чае – лучшем в мире – мы тогда и понятия не имели! Целый час нам показывали, как пить чай, и в чём, собственно, заключается китайская чайная церемония. Нам предложили продегустировать шесть «фирменных» сортов чая: пу эр, жасминовый, молочный улун и другие, малоизвестные в России.


L&u20160815H_KHP_nEKuH_4AYHAR_ZEPEMOHuR (4).png


  На чайной церемонии вам сначала предложат просто насладиться запахом ещё не заваренного чая из специальных мешочков, в которых он хранится, а уж потом заварят священный китайский напиток в специальном чайнике, предварительно обдав его кипятком, причём вода сливается в поддон подставки. Чай наливают сначала в малюсенькую пиалочку (величиной с длинный напёрсток). Вам предлагают сначала насладиться ароматом чая, и потом «лёгким движением руки» вы должны опрокинуть содержимое узкой пиалки в маленькую, но уже традиционной формы, пиалку. Теперь можно пить самый лучший чай в мире!

L&u20160815H_KHP_nEKuH_4AYHAR_ZEPEMOHuR (5).png

  Конечно, был и обед в китайском ресторане. О китайской кухне много написано. В советское время при гостинице «Пекин» был открыт знаменитый китайский ресторан с одноимённым названием, куда специально был приглашён шеф-повар из Поднебесной. А поскольку я живу на Тверской улице недалеко от Триумфальной площади, то частенько захаживала в ресторан этот ресторан, где подавали и «утку по-пекински» и коричневые яйца, куриные грудки в кисло-сладком соусе.
  Но одно дело всё это попробовать в Москве, в ресторане национальной кухни, а другое дело, в самом Китае! Когда наша делегация остановилась в гостинице города Эрлянь, шеф-повара предупредили, чтобы для русских он не готовил очень острые блюда: наши желудки не выдержали бы! Хотя всем известно, что в южных странах перца и пряностей добавляли больше, чем в северных, чтобы в жару блюда дольше сохранялись: перец служил консервантом. Нам очень понравились своеобразные закуски с овощами, горячие блюда с мясом, курицей и, конечно рыба! (кстати, карп в Китае по вкусу не отличается от того, что мы едим в Москве, но вот соусы…). Мне задавали вопрос: как это курица – и в кисло-сладком соусе? Однако и у нас на Руси тоже готовили и подавали мясо с брусникой и медовой подливкой!
  Если будет возможность, я настоятельно советую всем вам побывать в Поднебесной, пройтись по широким современным проспектам и узким улочкам средневекового города, насладиться красотами природы и попробовать блюда китайской кухни и ароматный чай.

Текст и фото Лидии Соколовой-Сербской.


В Далёкой Индии чудес


Лидия Соколова-Сербская.png Лидия Соколова-Сербская, художник-модельер,культуролог, доктор исторических наук, академик Академии имиджелогии, эксперт Первого канала российского ТВ по истории и теории моды и стиля, друг и пациент клиники «МИЛАВЕЯ», побывала В Индии и поделилась с читателями сайта клиники своими впечатлениями. 





С детства помню слова арии индийского гостя из оперы «Садко»:

«Не счесть алмазов в каменных пещерах,

Не счесть жемчужин в море полудённом

Далёкой Индии чудес…»


   Тогда Индия представлялась мне загадочной страной, где в джунглях обитали любимые мною герои книги Киплинга «Маугли», йоги ходили босиком по раскалённым углям, а в городах жили вечно танцующие, поющие и влюбленные герои индийских фильмов…

  И вот мечта детства осуществилась! Я побывала в Индии, совершив экскурсию по так называемому «Классическому золотому треугольнику» и отдохнув на побережье Индийского океана.

   Шестичасовой перелёт на комфортабельном лайнере Москва – Дели, и мы уже в столице государства с населением в 1 миллиард 300 миллионов человек – второе место в мире!

  После московских минус двадцати мы перенеслись в индийское лето: днём в январе температура в Дели около двадцати градусов (но уже со знаком плюс!)

    Много династий и правителей процветали в Дели за прошедшие три тысячи лет. Их наследие всё ещё живёт во многих памятниках от мавзолея Королей Лоди XIII века до строений Британской империи, таких как здание парламента или Президентский Дворец. Увидели мы и минарет Кутуб Минар, построенный в ХII-XIV веках. Украшенный каллиграфической вязью, минарет является символом мусульманского владычества в Дели. Посетили мы и Храм Лотоса, один из самых удивительных храмов Индии. Построенный в форме цветков лотоса, он известен как самое большое бахаистское культовое сооружение в мире и служит символом для приверженцев этой веры по всему свету.


 20160110_095825.png  20160110_095435.png

   
20160110_101824.png  20160110_103042.png

   Дальше наш путь лежал в Джайпур, легендарный «Розовый город», – столицу штата Раджастан. Махараджа Джай Сингх II построил город жёлтым, но в середине ХIХ века в честь приезда английского принца Альберта все здания были перекрашены в розовый – традиционный цвет гостеприимства. Джайпур подарил нам немало приятных моментов, когда мы прогуливались вдоль каменных розовых улиц, прошли дворами мимо узких дверей, украшенных свастиками, приносящими в индийский дом добро и удачу. Незабываемое впечатление оставило посещение Амбер Форта (Янтарного Форта). 


20160111_095521.png


   Он расположен в 10 км к северу от Джайпура. Именно там, на холмах Аравалли, когда-то находилась древняя столица штата Джайпур. Возведение дивного форта-дворца начал в 1592 году магараджа Ман Сингх. Форт представляетсобой грандиозный комплекс дворцов, павильонов, садов и храмов. Над всем этим возвышается причудливый дворец-крепость медового цвета. Здесь можно почувствовать магию ушедшего времени, поднявшись к вершине форта на спинах слонов. По пути наш слух услаждали музыканты, а уличные торговцы предлагали сувениры. 


20160111_104115.png  20160111_092031.png


20160111_143824.png  20160111_102445.png


20160111_123915.png  20160111_132119.png


   С вершины из апартаментов махараджи открывается поразительный вид на ущелье. В Джайпуре после экскурсии по городу мы посетили уникальную обсерваторию Джантар Мантар, величественное сооружение, построенное раджой Джай Сингхом в 1728 году. Там мы увидели самые большие в мире солнечные часы. В музеях Городского Дворца сохранились прекрасные коллекции могольского костюма, оружия и миниатюрной живописи.

   Побывали мы и в Хаве-Махале (Дворец ветров). Это постройка из розового камня, украшенная колоннами и балконами, возведена в последнем году ХVIII века. Причудливый рельеф дворца из тысячи решетчатых окон на резном фасаде считается символом Джайпура. 


20160111_085335.png


   Там нас ждал переезд из Джайпура через Галтаджии Абанери в Агру. Первая остановка в храмовом комплексе Галтаджи. Это место паломничества недалеко от Джайпура в окружении холмов Аравали. Кроме центрального храмового сооружения, посвященного мудрецу Галве, на территории комплекса находятся храмы Ситы, Ханумана и Кришны. Второе название Галтаджи «Обезьяний Дворец», поскольку обезьяны чувствуют себя здесь вольготно, ведь им покровительствует храм Ханумана.


20160112_092450.png  20160112_124033.png


20160112_121716.png


   Следующая остановка была в Абанери, где мы увидели грандиозный ступенчатый колодец, Чанд Баори VII века. Вид колодца поражает: он состоит из тысячи ступеней, спускающихся вниз, к воде, и сложно поверить, что весь громадный памятник – всего лишь колодец, призванный выполнять одну единственную цель: давать людям воду!

   После посещения храма Харшита Мата (Богини Счастья) с интересной средневековой архитектурой мы последовали в «мёртвый горд» Фатехпур Сикри. Всего лишь отблеск величественного прошлого, он построен в пустынном месте из красного песчаника Императором Акбаром. Недолго Фатехпур Сикри был столицей Великих Моголов, после чего жители покинули его из-за нехватки воды. Возможно, благодаря именно этому обстоятельству мы можем сегодня увидеть город в первозданной красоте. 


20160112_163731.png   20160112_163943.png

 
20160112_170138.png

20160112_164230.png

   Впереди Агра и Тадж Махал! Агра – величественный город, некогда столица империи Великих Моголов, до сих пор манит искателей красоты со всего света насладиться незабываемым Тадж Махалом. Полюбоваться его грандиозной красотой можно на восходе солнца, а затем посетить этот знаменитый мавзолей, который недаром называют чудом света. Тадж Махал построил император моголов Шах Джахан в память о своей любимой жене Мумтаз. Дворец строили 20 тысяч ремесленников в течение 18 лет. Тысяча слонов возила на строительство белый мрамор. Купцы из Тибета, Персии и России присылали самоцветы для его отделки. Цветочный орнамент из яшмы, агатов, малахита, опала и перламутра искусно вписанный в совершенную симметрию белоснежного дворца, создаёт чувство лёгкости и невесомости.


20160113_100446.png

   Далее нас ждала поездка в Агра Форт, построенный как крепость в 1565 году императором Акбаром. Здесь Щах Джахан, коварно преданный своим сыном, провёл последние годы жизни в заточении, любуясь из окна своей комнаты на белоснежный Тадж Махал. Огромные стены форта скрывают великолепные архитектурные сооружения – шедевры индийских и мусульманских мастеров.Заехали мы и в мастерскую резчиков по мрамору – уникальная возможность понаблюдать за работой мастеров, чьи умения передаются из поколения в поколение. Вечером нам посчастливилось присутствовать на одной из самых популярных постановок, красивой саге о любви. В ней повествуется о легендарной преданности четы Шаха Джахана Мумтаз Махал и об истории создания Тадж Махала. Яркие костюмы, песни и танцы завораживают, а на сцене появляется самая большая в мире копия Тадж Махала.


20160113_103834.png

   А наше путешествие по Индии продолжается, и мы переезжаем в Орчху. Здесь царит средневековая атмосфера древней столицы одного из крупнейших и могущественнейших королевств центральной Индии. Город был основан в ХVI веке правителем династии Бундела-Рудра Пратапом. Многочисленные святилища, памятники и дворцы, разбросанные по городу и его окрестностям – свидетели легендарного прошлого города. Мы посетили форт Орчхи и храмы Джахангир и Радж Махал, они показались нам будто застывшими во времени.


20160113_155040.png

20160114_133740.png

   Последней достопримечательностью нашего путешествия были знаменитые храмы Кхаджурахо, построенные в период с 950 по 1050 годы нашей эры могущественными правителями династии Чандела. Храмы знамениты великолепной резьбой, изображающей сцены из известного трактата любви «Камасутра». Сохранилось только 22 храма из 85 построенных. Следуя неизменной тысячелетней традиции, в храме Матангешваре до сих пор совершаются богослужения.


20160115_084443.png   20160115_075901.png


20160115_080538.png

   Конечно, в одном коротком очерке невозможно описать всё, что удалось увидеть и ощутить в Индии. Ведь посещение любой страны это не только экскурсии, музеи, созерцание памятников архитектуры, но и возможность узнать как можно больше о жителях страны, их жизни, обычаях и традициях, кухне и быте. И нам повезло: мы общались с гостеприимными индийцами, побывали в гостях и в особняках, и в бедных лачугах многочисленных трущоб (вспомнилось:«Индия – страна контрастов!»). О секретах индийской кухни написано много книг, но «лучше один раз попробовать…» Словом, если будет возможность – побывайте в Индии, и вы не пожалеете!

   Текст и фото Лидии Соколовой-Сербской.



20160115_101935.png  20160115_122504.png


20160123_112521.png   20160123_112158.png


20160113_120021.png

20160117_113236.png

20160117_112321.png

20160117_094856.png







Фестиваль искусств в «городе будущего»


Лидия Соколова-Сербская.png

Лидия Соколова-Сербская, художник-модельер, доктор исторических наук, академик Академии имиджелогии, эксперт Первого канала российского ТВ по истории и теории моды, друг и пациент клиники «МИЛАВЕЯ», побывала в качестве члена жюри в столице Казахстана Астане на XVIII Международном фестивале творческой молодежи «Шабыт» и поделилась с читателями сайта клиники своими впечатлениями. 





LuDA_2015_11_05_KA3AX_ACTAHA (24).png


LuDA_2015_11_04_KA3AX_ACTAHA (71).png


LuDA_2015_11_08_KA3AX_ACTAHA (24).JPG

«Шабыт» – это большое состязание молодых дизайнеров, пианистов, скульпторов, танцоров и цирковых артистов. Его цель – подчеркнуть важную роль искусства в жизни республики Казахстан, а также других стран и республик. В начале ноября 2015 года «Шабыт» проходил уже в восемнадцатый раз, и для меня было большой честью оценивать работы одаренной молодежи, тем более, что моя «родная» номинация «декоративно-прикладное искусство» заявляется на этом фестивале раз в два года. Надо признаться, что, несмотря на весьма утомительную работу в жюри конкурсов, к ней я отношусь с большим интересом и уважением. Ведь это для меня и возможность вдохновиться молодой энергией, оригинальными идеями, ясно увидеть, что горячо любимая мной тема моды, костюма, красоты, имиджа, эстетики столь же сильно любима людьми, только начинающими свой путь. Фестиваль – это всегда богатое и насыщенное общение с другими членами жюри и организаторами, ведь среди них не бывает неинтересных людей. В жюри были представители Израиля, Белоруссии, Сербии и других стран. С кем-то из высоких гостей «Шабыта» я знакома уже давно, например, номинацию «декоративно-прикладное искусство» судила моя добрая подруга заслуженный художник Казахстана, лауреат государственной премии «Платиновый Орлан» Сауле Бапанова. Её работы завоевали сердца профессионалов по всему миру. Особенно известна она своими гобеленами и великолепными костюмами из войлока ручной работы. 

LuDA_2015_11_04_KA3AX_ACTAHA (13).png

LuDA_2015_11_04_KA3AX_ACTAHA (14).png

Также Сауле – опытный педагог, и студенты под её руководством добиваются высоких результатов и первых в своей жизни профессиональных побед. Увлекательным и познавательным было общение с признанным минским скульптором Андреем Осташевым. 

LuDA_2015_11_05_KA3AX_ACTAHA (22).png

LuDA_2015_11_04_KA3AX_ACTAHA (48).png

Его оригинальные мастерские работы известны далеко за пределами Белоруссии. Например, его произведения для своей личной коллекции покупает директор Первого канала Российского телевидения Константин Эрнст. Доброжелательным, высокопрофессиональным и хлебосольным человеком оказался председатель правления Союза художников Казахстана Тохтар Ермеков. Возглавляла жюри директор Дворца Независимости, где проходила основная работа жюри и была развёрнута выставка отобранных нами конкурсных работ в номинации «Декоративно-прикладное искусство и скульптура», Асель Раисовна Умиршина. С ней мы быстро нашли общий язык, ведь она по образованию дизайнер интерьера, и ей не чужда тема красоты и гармонии.

LuDA_2015_11_04_KA3AX_ACTAHA (11).png

Нашей команде жюри впятером предстояло выбрать 50 лучших работ из 150, что было очень трудно. Иногда приходилось, что называется, «резать по живому», особенно когда мы рассматривали произведения ювелирного искусства. Оно в Казахстане находится на высоком уровне развития: сказывается, видимо, наследие предков и природная любовь этого народа к красивому, по-восточному богатому убранству. Мы рассматривали каждое украшение буквально «под лупой», оценивая и техническое исполнение, и единство стиля, и оригинальность идеи, и вкус автора. Меня приятно удивило разнообразие техник, используемых конкурсантами, причем, не только в опосредованно близкой мне «ювелирной теме», но и в модных коллекциях одежды. Некоторые особенно запомнились, например, несколько «перегруженная» декором, но яркая, торжественная, «кутюрная коллекция» с названием «Карнавал». Однако, на мой взгляд, автор этой коллекции сделал слишком большой контраст между «тяжелым» верхом и простоватым «низом» своих моделей. Другая интересная работа – коллекция «Шаман», в которой автор обращается к костюму древних народов. Мы рекомендовали её на выставку, но дать призовое место не смогли, поскольку это была дипломная работа студента, и в её исполнении активно участвовал научный руководитель. 

LuDA_2015_11_08_KA3AX_ACTAHA (43).png 

LuDA_2015_11_08_KA3AX_ACTAHA (41).png
 
 LuDA_2015_11_08_KA3AX_ACTAHA (41).png

Запомнилась мне работа, получившая второе место. В ней молодой автор обратился к народному костюму, на этот раз – к казахскому. В коллекции использованы необычные, но узнаваемые и впечатляюще обыгранные головные уборы, характерные для казахских женщин ушедших эпох. 

LuDA_2015_11_04_KA3AX_ACTAHA (8).png

Я всегда отзываюсь сердцем на подобные работы, ведь тема творческой трансформации исторического костюма прошла со мной через всю жизнь, начиная с моей студенческой работы, женского костюма с гуцульской вышивкой, сделавшей меня, ещё очень молодого модельера, известной в профессиональных кругах. В коллекции этого конкурсанта были применены и более современные материалы, например, трикотаж, причем автору удалось гармонично объединить историю и наши дни без конфликта и дизайнерской какофонии. Обладателем специальной премии от жюри стал художник, сделавший силиконовую фигуру президента Казахстана, официального «лидера нации» Нурсултана Назарбаева. Нам знакомы восковые фигуры, но это уже «прошлый век», ведь воск просто повредить, а силиконовая скульптура сохраняет свой вид долго и более устойчива к различным обстоятельствам. Работа над «силиконовым президентом» заняла у художника целый год. Похожесть скульптурного портрета лидера страны поражает, равно как и серьёзность подхода. Для создания причёски использовано шесть(!) тысяч волосков. Глаза силиконовому президенту были заказаны в США. Чем ближе рассматриваешь фигуру, тем более настоящей она кажется, даже становится немного не по себе. Мы не могли не отметить эту работу, ведь её автор единственный в Казахстане освоил сложнейшую технику и сумел удивить всех членов жюри и выделиться среди других художников. Я имею в виду не конкурсантов «Шабыта», а вообще творческих людей этой республики. В Казахстане к президенту относятся с огромным уважением, почтением и благодарностью за его многолетний труд на благо народа. На многочисленных экскурсиях, проведенных для специальных гостей конкурса, я видела несколько его портретов, и все они заставляют проникнуться масштабом этой личности, но именно «силиконовый президент» позволил представить Нурсултана Абишевича, как реального человека.

LuDA_2015_11_08_KA3AX_ACTAHA (49).png

LuDA_2015_11_04_KA3AX_ACTAHA (18).png

LuDA_2015_11_04_KA3AX_ACTAHA (60).png   LuDA_2015_11_04_KA3AX_ACTAHA (67).png

LuDA_2015_11_04_KA3AX_ACTAHA (31).png

LuDA_2015_11_04_KA3AX_ACTAHA (62).png

LuDA_2015_11_04_KA3AX_ACTAHA (32).png


«Шабыт» – это не только конкурсные выступления, но и концерты, музыкально-развлекательные шоу, круглые столы для обсуждения вопросов творчества и мастер-классы, в том числе с участием мастеров мирового уровня. Мне выпала честь провести свой мастер-класс. Я рассказывала об имидже и деловом костюме в огромном зале Дворца независимости, и все места в нём были заняты. И желающие послушать меня даже ставили дополнительные кресла. Это было особенно приятно, потому что я знала: никого не заставляют приходить. В основном моими слушателями были сами участники фестиваля, то есть, молодые дизайнеры, художники, скульпторы, танцоры. Меня радостно удивил пытливый ум некоторых моих «студентов на время мастер-класса», который я оценила по глубине вопросов. В Москве не всегда встретишь такой интерес со стороны учащихся. Очевидно, что в Казахстане молодые люди и девушки весьма серьёзно подходят к своей учёбе. Более того, среди зрителей были и преподаватели, решившие расширить свои познания в вопросах имиджа и деловой моды. Это особенно приятно, ведь профессионал – это тот, кого считают таковым другие профессионалы. Я и сама с радостью училась у своих коллег по жюри. Например, замечательный мастер-класс провела Сауле Бапанова. Она даже показала увлекательный и информативный фильм о своем творчестве. В глазах молодых зрителей читался вопрос: «А у меня так получится?..»

LuDA_2015_11_05_KA3AX_ACTAHA (4).png

Фестиваль – это не только бесконечная работа, но и знакомство с местом, где он проходит. Астана – необычная столица, древняя и молодая одновременно. Археологи обнаруживают в черте города артефакты, датирующиеся эпохой Бронзы, ранним Железным Веком и Средневековьем. До 1961 года город назывался Акмолинск, в 1961-1991 – Целиноград, в 1992-1998 – Акмола, а сейчас – Астана, что означает на казахском «столица». В ней живёт более 800 тысяч человек. Это третий по величине город Казахстана после Алма-Аты и Шымкента. Климат резко континентальный, то есть зимой очень холодно, летом очень жарко. Погода в Астане как будто показывает жителям и гостям города спектакль: солнце то выглядывает, то прячется, то подует ветер, то воздух замрёт. Такая погода подыгрывает динамичности этого города. Центр молодой столицы Казахстана был отстроен всего за 17 лет! Здесь не возникает никаких сомнений: наступил XXI век. Меня впечатлил, например, Байтерик, огромный монумент с шарообразным куполом. Это главная достопримечательность, символ Астаны, построенный по замыслу самого Назарбаева. Можно подняться на 97 метров, насладиться видом, сделать красивые снимки. Кроме того, внутри Байтерика находится отлитая в золоте ладонь президента Казахстана, символизирующая его огромный вклад в строительство города и молодой страны. 

LuDA_2015_11_03_KA3AX_ACTAHA (1).png

LuDA_2015_11_03_KA3AX_ACTAHA (15).png

Запоминающейся была экскурсия во Дворец мира и согласия, возведённый в форме пирамиды из стекла и стали. В этом Дворце Президент страны Назарбаев принимает делегации из зарубежных стран, членов правительства, почётных гостей. Дружественные чувства народов республики Казахстан подчеркивают национальные костюмы всех народов бывшего СССР, выставленные в одном из залов.
Очень интересным было посещение Национального музея Казахстана. Даже традиционные для культуры страны лошади, скифское золото, богатые костюмы в экспозиции ультрасовременного музея кажутся доставленными сюда машиной времени. Когда я оказалась в зале, оформленном шестьюдесятью тысячами лампочек, мне вообще показалось, что я нахожусь в декорациях фантастического фильма. Что Астана умеет, так это завораживать и удивлять.
В музее широко и разнообразно представлено и современное искусство, например, абстрактный портрет-коллаж Сталина, где характерные трубка, усы и шинель только угадываются. Немного необычно в этой стране восточной изысканности увидеть в музее прикрепленные к полотнам картин веник или вилку с расческой, но именно это сочетание древности и различных направлений искусства XXI века создает уникальное лицо Астаны.
«Приветом из будущего» кажется и Дворец Независимости, где проводятся официальные государственные мероприятия, совещания, форумы и съезды. Техника, оснащение и сама архитектура Дворца позволяют проводить встречи на высшем международном уровне. И членам жюри конкурса было очень приятно, что выставка работ-победителей в номинации «Скульптура и декоративно-прикладное искусство» прошла в этом современном здании. Нас по Дворцу сопровождала и открывала выставку победителей конкурса его директор, Асель Раисовна Умиршина.

LuDA_2015_11_03_KA3AX_ACTAHA (29).png

Во время проведения «Шабыта» мне посчастливилось познакомиться с интересными творческими людьми из многих стран мира. Хочется рассказать о нашем соотечественнике – директоре Бриллиантового цирка Якутии Сергее Васильевиче Расторгуеве. Он начинал, как простой жонглёр (если можно сказать про циркового артиста «простой»), а потом вместе с женой решил открыть цирк. Согласитесь, это пусть и не маленькое чудо, но точно – мастерский «фокус». 
Сильное впечатление произвела экскурсия в музей Акмолинского лагеря жён изменников родины (А.Л.Ж.И.Р.), просуществовавшего с 1938 по 1953 год. Здесь отбывали срок сестра маршала Тухачевского, режиссер Наталья Ильинична Сац, историк и археограф Ксения Николаевна Сербина, Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая, актриса кино, мать Майи Плисецкой, мать Булата Окуджавы и многие другие несчастные женщины. Я с содроганием сердца смотрела на бараки, на вагоны-теплушки, рассчитанные на тридцать человек, но в те годы перевозившие по семьдесят. Представляла, что приходилось пережить узницам... Известно, что женщины часто не знали о своем аресте и думали, что их приглашали, якобы, на свидание с мужем. Поэтому они шли «по этапу» в лучших платьях, в туфлях на каблуках, что только подчеркивало ужас их положения. Местные жители старались поддержать их, например, дети бросали заключенным сыр, чтобы те не так страдали от голода. Несчастным сначала казалось, будто дети их ненавидят и кидаются камнями, но потом они обнаруживали, что это столь необходимая для них поддержка – питательная, белковая пища.

LuDA_2015_11_05_KA3AX_ACTAHA (30).png

Насколько в Казахстане и Астане гостеприимные хлебосольные люди, я узнала, побывав в гостях в нескольких домах у родственников Сауле Бапановой. Я была в большой семье, в которой десять детей. Удивлялась их игрушкам и богато украшенным колыбелям-качалкам. Для нас накрывали большой стол с традиционным бешбармаком. (Это блюдо из нескольких сортов мяса, овощей и лапши, очень сытное, но потому и столь необходимое в суровом климате Казахстана). Поразил сладкий стол: и шек-шек из теста и мёда, и шертпек из мёда и конского жира, и талкан из сахара и растолчённой пшеницы, и помадки, и прочие изыски. Встретить гостя «на отлично» в Казахстане считают делом чести даже весьма скромно живущие семьи. 

LuDA_2015_11_06_KA3AX_ACTAHA (53).png

Особо хочу отметить блестящую организацию конкурса «Шабыт» Акиматом Астаны: концерты и мастер-классы, работа жюри, экскурсии по городу, встреча, проживание, питание участников и членов жюри конкурса – надолго останутся в нашей памяти!

LuDA_2015_11_03_KA3AX_ACTAHA (53).png

LuDA_2015_11_03_KA3AX_ACTAHA (47).png

LuDA_2015_11_03_KA3AX_ACTAHA (86).png

Выступая на одной из церемоний «Шабыта», я сказала: «Как говорил Достоевский, красота спасет мир, но современный поэт Иван Рыжиков парировал: а кто от мира красоту спасет?». Эта фраза запомнилась моим слушателям, но в тот момент я уже хорошо знала ответ: красота, искусство, любовь и доброта всегда найдут надежное укрытие в Астане.

Текст и фото Лидии Соколовой-Сербской.




МИЛАВЕЯ – партнер показа дизайнера Елены Шипиловой на Неделе моды в Москве

14 октября 2015 г. в Гостином Дворе прошел показ новой коллекции «Runway» от Модного дома «Elena Shipilova». Поддержать дизайнера Елену Шипилову пришли именитые гости и друзья, среди которых: певица Варвара, актрисы Ольга Прокофьева, Анастасия Макеева, Екатерина Маликова, Екатерина Семенова, Анастасия Смоктуновская, Людмила Поргина, фигуристка Анастасия Гребенкина, художник Даниил Федоров, Константин Андрикопулос и другие.


Клиника Николая Чадаева МИЛАВЕЯ выступила одним из партнеров Модного дома «Elena Shipilova», предоставив подарочные сертификаты на услуги клиники.


Елена Шипилова и Анастасия Маккеева2.png   Анастасия Гребенкина1.png

Елена Шипилова и актриса Анастасия Макеева        Фигуристка Анастасия Гребенкина


Елена Шипилова и Екатерина Семенова.png

С актрисой Екатериной Семеновой


Елена Шипилова и Ольга Прокофьева.png

  С Ольгой Прокофьевой


Людмила Поргина.png

 

Актриса Людмила Поргина





Лидия Соколова-Сербская


Сибирский гламур


Лидия Соколова-Сербская.png
Рубрику о моде ведет Лидия Соколова-Сербская, художник-модельер, профессор Института индустрии моды, академик Академии имиджелогии, вице-президент Лиги профессиональных имиджмейкеров, кандидат философских наук, доктор исторических наук, эксперт моды I канала ТВ, президент клуба «Serbskiy».







С 21 по 26 июля в Иркутской области на берегу глубокого, холодного и чистого Байкала состоялся VI-й Международный фестиваль-конкурс этнического костюма «Подиум ЭТНО. Содружество». Доктор исторических наук, художник-модельер Лидия Соколова-Сербская, давний друг клиники «МИЛАВЕЯ», уже в четвёртый раз выступила в роли председателя жюри этого конкурса. Специально для нас профессор ИИМ Соколова-Сербская делится своими впечатлениями об искусстве и моде Востока.

Binder1_Страница_40.png

Сибирь – не здравница, не житница, а сокровищница Российской Федерации и всей нашей планеты. Могучие лесные массивы, богатейшие недра, чистые полноводные реки, опьяняюще прозрачный воздух, редкая флора и фауна, и, наконец, сильные духом, добрые, простые и талантливые люди – все это наша зауральская гордость! С тех пор, как я стала регулярно приезжать в эти места в качестве председателя жюри Международного Фестиваля этнического костюма «ЭТНО. Подиум Содружество», я обрела новый источник энергии и вдохновения. Как замечательно дышится в этих местах! А как спится! Если в Москве, чтобы «подзарядить» свой внутренний аккумулятор, требуется часов восемь, то на берегу Байкала тот же эффект достигается часов за пять. Просто посидеть на берегу священного озера и посмотреть на его ровную гладь и гористые берега – вместо долгих месяцев занятий медитацией. Сейчас мне странно, что такое количество наших сограждан, которым доступны далекие путешествия, выбирают Майами, Мексику или Марокко, но при этом ни разу не видели этого объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. (Хотя еще недавно я сама была среди них…) Выбирая место для путешествия за вдохновением, я всегда тянулась туда, где кипит творческая жизнь, обмен идеями, концепциями, где традиция встречается с вызовами грядущего. Вот уже много лет Сибирь – одна из мировых лабораторий моды и дизайна. Привлекательность этой географической точки в том, что она близка к Востоку – Китаю, Монголии, Корее, Японии, где не только «восходит Солнце», но и «запускается время». Мода в Сибири, восточный стиль – как вы его себе представляете? В первую очередь приходит на ум кимоно, изысканные узоры,драгоценный невесомый шелк, богатые шапки из меха, песцовые шубы, валенки... О сибирской моде редко рассказывают Александр Васильев и Эвелина Хромченко по Первому каналу телевидения, а если и заговаривают об том, то не без иронии. При этом специалисты в области стиля уверены: Восток уже сейчас подает свой вкрадчивый, но громкий и своеобразный голос во всемирном модном диалоге, именно этот край во главе с Китаем в самом скором времени будет диктовать морально изношенному, стареющему Западу, что носить, как производить, что считать прекрасным.Кто знает, недалек тот час, когда светские львицы, it-girls и звезды станут регулярно рассказывать прессе о том, как они удачно осуществили «шоппинг» где-нибудь в Пекине, Тюмени, Улан-Баторе или Иркутске. Что мешает Иркутску уже сейчас стать новым Миланом? В первую очередь, разумеется, география и инфраструктура. Я недаром заметила, что негодую по поводу того, что Байкал не видели многие наши сограждане, но это относится лишь к тем из них, кому доступен отпуск на Кубе или экскурсия в Токио. Путешествовать по Сибири – дорого, а если речь идет о сервисе европейского уровня, то тем более. Дорого приехать в Сибирь за одеждой и аксессуарами, дорого доставить продукцию оттуда. На географическую удаленность накладываются суровые погодные условия, влияющие на цену производства и рабочей силы, особенно с учетом того, что недалеко от нашего сибирского региона расположены гораздо более рентабельные в этом отношении конкуренты – Китай и Корея. В общем, несмотря на перспективность региона, на самобытность и молодую энергию его художников, сказать, что уже послезавтра Иркутск станет Миланом восточного региона пока рано, особенно с учетом напряженной международной ситуации, но работа в этом направлении ведётся, прямо по японскому принципу медленного постепенного улучшения «кайдзен»: «Тихо ползи улитка по склону Фудзи».

Binder1_Страница_09.png Binder1_Страница_13.png 

Binder1_Страница_11.png Binder1_Страница_12.png

Binder1_Страница_14.png Binder1_Страница_15.png 

В Международном фестивале-конкурсе этнического костюма «ЭТНОПодиум. Содружество» в 2015 году приняли участие профессиональные модельеры-дизайнеры одежды и одаренные любители, творческие мастерские по изготовлению костюмов, творческие коллективы, мастера декоративно-прикладного искусства, национально-культурные объединения, центры и театры моды, преподаватели и учащиеся художественных специализаций средних и высших учебных заведений, общеобразовательных школ, а также эксперты в области дизайна, искусствоведы, научные сотрудники, занимающиеся этническим костюмом.Кстати, осенью 2014 года фестиваль стал победителем национальной премии «RussianEventAvards» в области событийного туризма на региональном этапе в номинации «Лучший проект по популяризации народных традиций и промыслов». Автор и вдохновитель проекта Роза Халтуева, моя хорошая знакомая, отмечает: «Главное, что дает фестиваль – возможность общения с талантливыми людьми, единомышленниками, профессионалами международного уровня». Здесь можно получить опыт и знания для дальнейшей работы, в том числе, на семинарах и мастер-классах, порадоваться перспективным молодым художникам из разных регионов России, стран СНГ и зарубежья. «Подиум. ЭТНО. Содружество» погружает в историю, помогает совершить путешествие во времени. Например, поработать за прялкой или ткацким станком, поплести бурятские изделия из конского волоса, изготовить  изделия из бисераи шерсти (конечно, не без помощи народных умелиц из Союза Мастеров Прибайкалья), насладиться легендами и мифами прибайкальских народов и просто полюбоваться красотой Байкала и острова Ольхон, где проходит финальный гала-показ мероприятия.

Binder1_Страница_19.png Binder1_Страница_20.png 

Binder1_Страница_21.png Binder1_Страница_19а.png


Конкурс проходил п«Ао номинациям: рт-дизайн с элементами этники», «Традиционный костюм», «Этностиль в современном костюме» и «Дебют». Гран-при увезла к себе домой в загадочную Монголию Ньямджав Ньямцецег, молодая художница, уже выпустившая более десяти  модных коллекций. Ее работы поразили опытное жюри смелостью, изысканностью и фантастичностью в сочетании с традиционностью и творческим переосмыслением исторического монгольского костюма. Надолго останутся в памяти тяжелые и прихотливые головные уборы из войлока, напоминающие рога баранов или же золотые, роскошные, похожие на шлемы воинов. Уже первая модель Ньямджав, появившаяся на подиуме, не оставила шансов другим: однозначное гран-при! Мне была вдвойне приятна эта победа, (хотя я горячо болела за российских дизайнеров), по причине моей глубокой симпатии к профессору Гомбо Тунгалаг, учителю и вдохновителю этой художницы, основателю и генеральному директору Улан-Батор FashionWeek. Талант, образованность, эрудиция, системный подход и творческая неординарность этого человека не могли оставить меня равнодушной, тем более что госпожа Тунгалаг училась еще в СССР и прекрасно знает культуру нашей страны, русский язык, а вот с ее учениками мы общались уже только на английском…

Binder1_Страница_26.png Binder1_Страница_27.png 

Binder1_Страница_28.png Binder1_Страница_25.png

В номинации «Арт-дизайн с элементами этники» тоже победил монгольский дизайнер Ньямждав Очирпурэв, выпускник Восточно-Сибирской государственной академии образования, член ИРО ВТОО «Союз художников России». Он продемонстрировал нам очень «носибельную» коллекцию со свежими, контрастными сочетаниями, интересными цветовыми ритмами и, кстати, актуальными в этом сезоне пластронами, то есть вертикальными широкими вставками ткани другого цвета вдоль силуэта, зрительно делающими фигуру более стройной.
Вне конкурсной программы была показана коллекция моей бывшей ученицы, выпускницы Московского института легкой промышленности. (ныне Российский университет дизайна и технологий) и доброго друга, дизайнера Елены Шипиловой, креативного директора торговой маркиElenaShipilovа. Кстати, продукция этой торговой марки включена в список «100 лучших товаров России», а на Всероссийском конкурсе «Бархатные сезоны в Сочи» Елена победила в номинации «Лучшая промышленная коллекция России»! Коллекция «Возвращение к истокам», показанная на фестивале, была вдохновлена творчеством и национальным костюмом народов Сибири, пронизанных их самобытностью и красотой души. Художница мастерски добилась стилевого единства авангардных и более традиционных видов кроя, ярких цветов и стильных принтов.
Также с большим удовольствием и пользой гости мероприятия ознакомились с коллекцией известного дизайнера из Улан-Удэ Игоря Сарапулова. Он весьма смело обошелся с первоисточником, послужившим ему вдохновением – бурятским национальным костюмом, добавив асимметричные вырезы, подчеркивающие пластику тела. Поскольку творческая трансформация исторического и национального костюмов – одна из тем, которой я занимаюсь, мне это показалось любопытным, именно той степенью смелости, что требуется для того, чтобы найти нечто новое в хорошо знакомом.
Не могу не сказать о том, какое удовольствие я получила от совместной работы с членами жюри конкурса. В его составе было четыре (!) доктора наук, например, необыкновенная Раиса Лобацкая. Профессор, заведующая кафедрой геммологии Иркутского национального исследовательского технического университета и при этом член Союза дизайнеров России, член Союза писателей «Новый Современник», дважды лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси», автор 180 научных трудов и 5 книг прозы, поэзии и публицистики. Согласитесь, такая многогранность и энергичность не могут не вызвать живой интерес. Ярким воспоминанием осталось общение с гостями из солнечного Азербайджана.Доктор философии по искусствоведению, известный азербайджанский модельер-дизайнер, Гюльнара Халилова представила вне конкурса свою великолепную коллекцию, в полной мере передав изысканную, пряную яркость азербайджанского национального костюма. Севиль Садыхова, доктор искусствоведения, посвятила свою научную карьеру изучению декоративно-прикладного искусства Азербайджана. У госпожи Садыховой вышло несколько монографий на эти темы и более 80 научных трудов. Эти творческие личности, у которых увлеченно учатся новые поколения художников и научных работников, сами продолжают неустанно работать над собой, что они продемонстрировали на интересных мастер-классах.

Binder1_Страница_29.png Binder1_Страница_30.png 

Binder1_Страница_38.png Binder1_Страница_39.png

Мне было очень приятно быть среди близких по духу людей, объединенных деятельной любовью к красоте, искусству и традиции. Это и Екатерина Ребежа, Президент Международного фестиваля молодых дизайнеров «Губернский стиль», и Лидия Мельникова, художник декоративно-прикладного искусства, преподаватель Восточно-Сибирской академии культуры и искусств, и Александр Алсаткин, неоднократный победитель многих конкурсов и обладатель Гран-при в номинации «Ювелирное искусство» конкурса «Подиум ЭТНО. Содружество» прошлых лет, и Ольга Бронштейн, директор Галереи «В. Бронштейн» в Иркутске, и госпожа Улана, президент компании «Шелковый путь» из КНР… Увы! Невозможно упомянуть всех тех, с кем мне посчастливилось общаться в те незабываемые дни!
Достойный уровень фестиваля был обусловлен, помимо прочего, высоким профессионализмом, выносливостью и стойкостью манекенщиц из агентства Софьи Ни, известного каждой юной красавице Улан-Удэ ростом от 170 сантиметров. Модели из этого агентства великолепно отработали, несмотря на не всегда идеальные условия. Красота требует не столько жертв, сколько самоотверженности, выносливости и воли!
Пользуясь возможностью, выражаю самую тёплую благодарность организаторам фестиваля-конкурса «Подиум ЭТНО. Содружество» и лично Розе Халтуевой за возможность на несколько дней погрузиться в пространство вечной природы и неизбывно обновляющейся традиции!

Binder1_Страница_41.png

Текст и фото Лидии Соколовой-Сербской.




Елена Шипилова 


_MG_8769.png

Справка: 

·1989–1991 гг.: Елена Шипилова – главный художник Российской федерации шейпинга
·1997 г.: Елена Шипилова создала факультет моделирования одежды при Институте Экономики и Культуры и стала его первым деканом. 
·2002 г.: был открыт Модный дом, специализирующийся на пошиве женской одежды из люксовых тканей. 
·2011 г.: Елена Шипилова получила сразу два приза: приз Национальной Академии Индустрии Моды в номинации «Лучшая промышленная коллекция» и    приз на престижном конкурсе «Trance-Siberian Fashion Express» сети магазинов «Тиссура».        
·2012 год: продукция торговой марки Elena Shipilova – победитель всероссийского конкурса «100 лучших товаров России». 
·2013 год: Бренд Elena Shipilova стал номинантом премии «Luxury Lifestyle Awards 2013». Модный дом Елены Шипиловой награжден золотой медалью программы «500 преуспевающих компаний России» 

http://eshipilova.com/


Приглашение.png

Фотосессия на Байкале 2015. «Этно мода. Содружество»


IMG-20150731-WA0003.jpg

IMG-20150731-WA0005.png

IMG-20150731-WA0008.png

IMG-20150731-WA0007.png

IMG-20150731-WA0009.png

IMG-20150731-WA0010.png


31 октября 2014 г. основатель клиники МИЛАВЕЯ и его сотрудники были приглашены на модный показ художника-модельера, члена Международного Художественного Фонда, владелицы Модного дома Елены Шипиловой, друга и клиента клиники МИЛАВЕЯ.


Шипилова.png

 

_MG_5126.png



«ЛЕГКИЕ ИЛЛЮЗИИ ЕЛЕНЫ ШИПИЛОВОЙ»

Художник-модельер Елена Шипилова в рамках Недели Моды в Гостином Дворе представила свою новую коллекцию Весна–Лето 2015 под брендом Elena Shipilova. 
Встреча и общение с всемирно известным кутюрье Пьером Карденом на показе во Франции в 2005 году оказала огромное влияние на выбор направления в творческой работе Елены Шипиловой  ̶  создание промышленных коллекций.  Для каждого нового  сезона Елена создает две линии одежды: промышленное прет-а-порте и luxury Shipilova Platinum.  
Коллекция Весна-Лето 2015, которую представила   Елена Шипилова на Неделе моды в Москве, получила название «Легкие иллюзии».  
Философский концепт: Мы живем во времена, когда технический прогресс развивается бешеными темпами, а обществом все больше управляет Интернет. Кризисы, как масштабные, так и личного характера, информационные «атаки» с экранов телевизоров, большой объем рекламы из разных источников – все это пробуждает в нас желание сбежать из реальности. А куда бежать от проблем? В виртуальный мир, где человек находится, вроде бы, и в социуме, а, вроде, и нет. Где можно не прятать чувства и эмоции, потому что их все равно никто не увидит. Где можно примерять на себя образы, нарисованные самим же собой. Мир, где можно без огласки наблюдать за чужими, такими же виртуальными, жизнями. Мир, где можно общаться, смеяться, грустить, но нельзя обнять и почувствовать человеческое тепло. Мир – сказка.  
На показе Елена Шипилова традиционно представляет две линии одежды.  Главный творческий посыл дизайнера  в представляемой коллекции: в сказку можно «сбежать» лишь на время – передохнуть, придумывая и разукрашивая иллюзорные картинки в своем мире. Но возвращение в реальность неизбежно. Потому что только в реальном мире мы по-настоящему живем и способны испытать неподдельное, заветное состояние гармонии, счастья и любви. Иллюзии – это мечты, фантазии, а в жизни все по – другому… 
В своей новой коллекции Елена Шипилова смело играет с тканями и текстурой, создавая соблазнительные минималистические объемы, которые легко носить. На показе будут представлены модели одежды в футуристическом стиле, где перфорация удивительным образом сочетается с изысканной лазерной резкой и сетями из высокотехнологических волокон. Ключевым направлением в силуэте становится многослойность, которое придает всему образу динамичность. А трендовый  цвет – мягкий лимонный – радует, заряжая энергией свободы и оптимизма!


KORAL9318.png  KORAL9343.png


KORAL9363.png  KORAL9351.png


KORAL9372.png  KORAL9387.png


KORAL9400.png  KORAL9414.png


KORAL9417.png  KORAL9441.png


KORAL9509.png  KORAL9527.png


KORAL9611.png  KORAL9636.png


KORAL9735.png  KORAL9748.png


KORAL9800.png  KORAL9817.png


KORAL9865.png  KORAL9877.png

     


ALINA ASSI

1 ноября в 19:30 с Гостином Дворе в рамках Russian Fashion Week 2014 состоялся юбилейный показ нашего модельера Aлины Асси (ALINA ASSI Summer 2015 Womens Fashion Show). На этот показ был приглашен основатель клиники МИЛАВЕЯ Николай Чадаев. 

_MG_5297.png

Справка:
1989-91 Институт текстильной и легкой промышленности, Голландия. Академия Моды мистера Эдварда Ван Ряйна, город Арнхен.
1991– победитель общегосударственного конкурса среди молодых дизанеров "студентов Голландии" для костюмов к опере Дафна. Была паказана в оперном театре в Гааге.
2000 Неделя Моды в Монреале, Неделя Моды в Канаде, показы в Вашингтоне.
2001 создана американская фирма Alina's Inc, открыт Шoу-рум в Вашингтоне. Сотрудничество с рядом бутиков. Участвовала в показах мод в Вашингтоне
2003 впервые в России была представлена мини-коллекция в Санкт-Петербурге "Модный десант".
с 2004 постоянный участник в Неделе Моды в Москве.


А также:
Создание коллекции для конкурса "Мисс Русское радио"
Разработка и создание костюмов для спектакля "Женщина над нами" режиссер - Павел Урсул.
Участвовала на телевидении "домашний канал": два раза мастер-класс "Модная прививка"
Участвовала в разных фотосессиях. Специальный проект для журнала "Гольф": фотосессия с певицей Анастасией Стоцкой.
Участвовала в Неделе моды в Сочи в рамках фестиваля "Движение" - участвовала в годовщине десятилетия домов моделей.
Костюмы для героини телесериала "Не родись красивой". Две главных героини телесериала "Не родись красивой" представляют одежды модного дома Алина Асси.
Разработка эскизов для журнала "Ателье"
Мастер-класс на выставочном проекте "Джинсомания".
Участник проекта «Moda Russia» в Риме в рамках Международной торгово-промышленной выставки.
Показ на выставке ювелирных украшений в гостином дворе при участии ювелирной компании "Империя солнца" (Татьяна Пирогова)
Неделя моды в Уфе.
Постоянный участник Недели моды в Москве.
Проводила мастер-класс на Международной торгово-промышленной выставке в Риме.
Лауреат международных конкурсов по дизайнерскому мастерству.
Создавала сценические образы для известных исполнителей российской эстрады.



Великолепная коллекция от Alina Assi никого не оставила равнодушным.


WARNER BROTHERS И ALINA ASSI ПРЕДСТАВЛЯЮТ:
 «THE HOBBIT»

     Творчество известного российского дома моды ALINA ASSI давно признано синонимом высочайшего качества и утонченного стиля! Это юбилейный показ художника-модельера, XX сезон триумфа на российском подиуме! Модный Дом подводит промежуточный итог 10 работы в России!
В этот вечер гостям была представлена коллекция pret-a-porte de luxe сезона Весна-Лето 2015, а в качестве кульминации – капсульная коллекция по мотивам фильма WARNER BROTHER – THE HOBBIT: Battle of the five armies.
Вдохновением коллекции бренда Alina Assi послужил фильм компании WARNER BROTHERS: THE HOBBIT, созданный по мотивам произведений величайшего английского писателя Джона Рональда Руэла Толкина.
     Коллекция основана на легко узнаваемом крое народного костюма: линия сарафанов воздушная, с легкой вышивкой крестиком в народном стиле. Много красивых мелких геометрических фигур. В основном преобладают светло-бежевые, приглушенные тона. Особенно будут интриговать гостей пальто – коконы, ассоциирующиеся с героями толкиениады… На показе были использованы  авторские лицензированые изображения (принты).
     Потрясающая, загадочная атмосфера показа, подчеркнутая фантастическими декорациями полностью погрузит гостей в мир СКАЗОЧНЫХ ГРЕЗ! Завершила коллекцию по традиции линия Сouture.
     Модный дом ALINA ASSI занимает свою нишу в области создания и производства коллекций одежды haute couture, pret-a-porte de luxe и pret-a-porte. Команда конструкторов одежды и портных во главе с дизайнером Алиной Асси создают одежду и аксессуары, которые вызывают восхищение поклонников изящных линий, благородных тканей, ручной вышивки – узнаваемого стиля Модного дома.
     Философия бренда – создание знакового стиля, воплощая идеи дизайнера в качество и техническое совершенство кроя. Аудитория Модного дома ALINA ASSI – женственная и загадочная, уверенная в себе и неповторимая, прекрасная и незабываемая женщина, способная притягивать взгляды и создавать свой собственный неповторимый стиль!

IMG_7820.png  IMG_7836.png

IMG_7756.png  IMG_7732.png

IMG_7749.png  IMG_7720.png

IMG_7889.png  IMG_7942.png  

IMG_8068.png  IMG_8138.png 

IMG_8166.png  IMG_8197.png 

IMG_8279.png  IMG_8301.png  
IMG_8321.png  IMG_8345.png

IMG_8412.png  IMG_8468.png 

IMG_8507.png  IMG_8362.png

IMG_8604.png

IMG_8635.png